ѕ≈ƒј√ќ√јћ
–¶–≤–µ—В–Њ–≤–∞—П —Б—Е–µ–Љ–∞:
C C C C
–®—А–Є—Д—В
Arial Times New Roman
–азмер шрифта
A A A
–Ъ–µ—А–љ–Є–љ–≥
1 2 3
–Ш–Ј–Њ–±—А–∞–ґ–µ–љ–Є—П:

ѕ≈ƒј√ќ√јћ

«а€вка

на блокирование или разблокирование ресурсов сети »нтернет, доступ к которым осуществл€етс€ 

в ћЅќ” ЂЎкола-интернат є 4 г.„ел€бинскаї (щелкните по ссылке)




ћетодические рекомендации 

по повышению информационной грамотности педагогических работников (щелкните по ссылке)

ћетодические рекомендации разработаны с целью обеспечени€ реализации образовательными организаци€ми системы меропри€тий, направленных на обучение учащихс€ правилам безопасного поведени€ в интернет-пространстве, профилактику интернет-зависимости, националистических про€влений в молодежной среде и устранение риска вовлечени€ подростков в противоправную де€тельность. –екомендации разработаны на основании письма ћинистерства образовани€ и науки ћурманской области от 12.12.2014 є17-02/9115-»  Ђќ методическом обеспечении де€тельности по противодействию экстремизму среди обучающихс€ и профилактике интернет-зависимостиї.

»нформационна€ безопасность детей Ц это состо€ние защищенности детей, при котором отсутствует риск, св€занный с причинением информацией, в том числе распростран€емой в сети »нтернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (‘едеральный закон от 29.12.2010 No 436-‘« Ђќ защите детей от информации, причин€ющей вред их здоровью и развитиюї).

¬ »нтернете, как и в реальной жизни, учащихс€ подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сет€х, обман и вымогательство денег, платные —ћ— на короткие номера, пропаганда насили€ и экстремизма, игромани€ и интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п.

»нтернет-зависимость Ч это нав€зчивое желание подключитьс€ к »нтернету и болезненна€ неспособность воврем€ отключитьс€ от »нтернета. ѕо данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодн€ €вл€ютс€ около 10 % пользователей во всЄм мире. ¬ частности, некоторые учащиес€ настолько увлекаютс€ виртуальным пространством, что начинают предпочитать »нтернет реальности, провод€ за компьютером до 18 часов в день. ¬идами интернет-зависимости €вл€ютс€ нав€зчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объЄмы переписки, посто€нное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игрова€ зависимость Ч нав€зчивое увлечение компьютерными играми по сети.

«адача педагогов в св€зи с имеющимис€ рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихс€ навыки критического отношени€ к получаемой в »нтернете информации, воспитать культуру безопасного использовани€ »нтернет. “акже следует обратить внимание на гигиенические требовани€, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:

  • школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраива€ 10-15-минутные перерывы каждые полчаса;
  • ребенок младшего возраста может находитьс€ за компьютером не более 15 минут в день, в услови€х классно-урочной де€тельности Ц не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога Ц только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
  • лучше работать за компьютером в первой половине дн€;
  • комната должна быть хорошо освещена;
  • при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;
  • рассто€ние от глаз до монитора Ц 60 см;
  • периодически делать зар€дку дл€ глаз.

¬ соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образовани€ в структуру основной образовательной программы основного общего образовани€ включена программа воспитани€ и социализации учащихс€, котора€ содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. ¬ рамках этой программы может осуществл€тьс€ информационно-просветительска€ работа среди школьников, пропагандирующа€ важность владени€ навыками безопасной работы в сети »нтернет.

¬ образовательных организаци€х необходимо проводить зан€ти€ дл€ учащихс€ по основам информационной безопасности (Ђосновы медиа- безопасностиї); знакомить родителей с современными программно- техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами Ђродительский контрольї), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети »нтернет, несовместимыми с задачами воспитани€; проводить специальные меропри€ти€ по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.

¬ качестве возможного варианта предоставлени€ учащимс€ соответствующих знаний может быть использована учебна€ программа

Ђ»нтернет: возможности, компетенции, безопасностьї, разработанной специалистами факультета психологии ћ√” им. ћ.¬. Ћомоносова,‘едерального института развити€ образовани€ и ‘онда –азвити€ »нтернет, рекомендованна€ ћинистерством образовани€ и науки –‘ (√лавна€ страницаеори€ѕрактика)

—одержание программы направлено на обучение учащихс€ полезному и безопасному использованию сети »нтернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации. јвторами программы разработано методическое пособие дл€ преподавателей и практикумы дл€ проведени€ уроков, а также запущен интернет-ресурс Ђ–азбираем »нтернетї. Ќа этом сайте в игровой форме представлены мультимедийные средства обучени€ дл€ детей и подростков, надо рекомендовать обучающимс€ посещать этот сайт.

—одержательна€ часть и объем учебного курса может определ€тьс€ индивидуально, в зависимости от потребностей конкретной общеобразовательной организации и учащихс€. ќбучение навыкам безопасного и эффективного использовани€ интернет-ресурсов возможно в рамках учебного курса Ђќсновы безопасности жизнеде€тельностиї и в рамках программ факультативов, кружков, элективных курсов, а также индивидуальных учебных планов, реализуемых образовательными организаци€ми. ћатериалы бесплатны и доступны дл€ скачивани€  www.razbiraeminternet.ru/teacher.

јкадемией повышени€ квалификации и профессиональной переподготовки работников образовани€ (г. ћосква) разработан учебно-методический комплект Ђ«доровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и »нтернетї. ”ћ  разработан с учетом потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в »нтернет и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в повышении своей компетентности в области безопасного применени€ » “. ћетодическое приложение к программе можно использовать при организации просветительской работы с родител€ми и учащимис€. 

–екомендации по безопасному использованию »нтернета дл€ несовершеннолетних и их родителей даны и на сайте ћайкрософт:

¬ышеуказанные сетевые ресурсы могут быть использованы дл€ проведени€ педсоветов в образовательных организаци€х по вопросам безопасности детей в сети »нтернет.

¬ письме ћинистерства образовани€ и науки –‘ от 25.12.13 є Ќ“- 1338/08 об учебной программе Ђ»нтернет: возможности, компетенции, безопасностьї предлагаютс€ модели уроков по вышеуказанной теме, даютс€ рекомендации дл€ учЄта возрастных особенностей учащихс€.

¬ основной школе учащиес€ активно начинают использовать »нтернет дл€ разработки школьных проектов.  роме того, они загружают музыку, пользуютс€ электронной почтой, играют в онлайн-игры и так далее. ¬се более часто их любимым способом общени€ становитс€ мгновенный обмен сообщени€ми. ƒл€ учащихс€ этого возраста желание вы€снить, что они могут себе позволить делать без разрешени€ взрослых, €вл€етс€ абсолютно нормальным. ѕедагогам дл€ обеспечени€ интернет-безопасности учащихс€ 10-15 лет необходимо:

  • познакомить учащихс€ с ответственным, достойным поведением в »нтернете;
  • рассказать об основных опасност€х и правилах безопасного использовани€ сети »нтернет;
  • убедить никогда не выдавать личную информацию, в том числе фамилию, им€, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщени€ми, возраст или дату рождени€, по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщени€ми, регистрационных формах, личных профил€х и при регистрации на конкурсы в »нтернете;
  • объ€снить опасность личных встреч с друзь€ми по »нтернету без присутстви€ взрослых;
  • убедить сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им.
  • ознакомь с правилами поведени€ на форумах и чатах, убедить их, что они не должны использовать сеть дл€ хулиганства, распространени€ сплетен или угроз другим люд€м.

ќрганизу€ работу с учащимис€ старших классов по безопасному использованию информации в »нтернете, следует обратить внимание на неформальные молодежные объединени€, которые возникают в образовательной организации. —етева€ безопасность подростков Ц трудна€ задача, поскольку об »нтернете они знают зачастую больше, чем их родители. “ем не менее, участие взрослых тоже необходимо:

  • Ѕеседуйте с подростками об их друзь€х в »нтернете и о том, чем они занимаютс€. —прашивайте о люд€х, с которыми подростки общаютс€ по мгновенному обмену сообщени€ми, и убедитесь, что эти люди им знакомы.
  • »нтересуйтесь, какими чатами и досками объ€влений пользуютс€ подростки, и с кем они общаютс€. ѕоощр€йте использование модерируемых (контролируемых) чатов и настаивайте, чтобы они не общались с кем-то в приватном режиме.
  • Ќастаивайте, чтобы подростки осторожно соглашались или не соглашались вовсе на личные встречи с друзь€ми из »нтернета. Ќапоминайте, какие опасности это может за собой повлечь.
  • ”бедите подростков никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщени€ми, регистрационных формах, личных профил€х и при регистрации на конкурсы в »нтернете. Ќапоминайте, чем это может обернутьс€.
  • ѕомогите подросткам защититьс€ от спама. Ќаучите их не выдавать в »нтернете своего электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
  • ќбсудите с подростками азартные сетевые игры и св€занный с ними риск.

–езультатами меропри€тий по безопасному использованию »нтернета могут стать как бумажные, так и электронные ресурсы, созданные учащимис€: рисунки, сочинени€ (рассказы, сказки, стихи), буклеты, презентации. »нтересной формой представлени€ результатов могут стать театрализованные выступлени€ и видеофильмы учащихс€.

ƒл€ учащихс€ старших классов при создании материалов по безопасности можно использовать сервисы »нтернета дл€ совместной де€тельности. –абота команды учащихс€ в этом случае можем проводитьс€ дистанционно. ќдним из примеров €вл€етс€ схема ЂЅезопасность детей в »нтернетеї.

–екомендуем обратить внимание на создание услови€ дл€ ознакомлени€ с результатами творчества учащихс€. –азработанные материалы можно размещать на сайте образовательной организации, в социальных сет€х, блогах и сетевых сообществах.

ƒл€ эффективной профилактики интернет-зависимости, профилактики националистических про€влений в молодежной среде и устранени€ риска вовлечени€ подростков в противоправную де€тельность педагогам необходимо проводить разъ€снительную и консультационную работу с родител€ми учащихс€ с целью объ€снени€ правил, рисков предоставлени€ дет€м средств св€зи с выходом в »нтернет.

¬озможно проведение бесед о работе учащихс€ в сети »нтернет на классных и общешкольных родительских собрани€х или при индивидуальных встречах; информирование через школьный сайт на страничке дл€ родителей. Ќа таких страничках можно разместить рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у детей, по обеспечению безопасности детей в »нтернете.

–одител€м могут быть даны следующие рекомендации по формированию у учащихс€ навыков безопасного поведени€ в сети »нтернет:

  • Ќаучите детей советоватьс€ с вами перед раскрытием информации через электронную почту, чаты, доски объ€влений, регистрационные формы и личные профили.
  • Ќаучите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешени€.
  • ѕозвол€йте заходить на детские сайты только с хорошей репутацией и контролируемым общением.
  • Ѕеседуйте с детьми об их друзь€х в »нтернете и о том, чем они занимаютс€ так, как если бы речь шла о друзь€х в реальной жизни.
  • ѕриучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им. ќставайтесь спокойными и напомните дет€м, что они в безопасности, если рассказали вам. ѕохвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторитс€.

≈динство родительских и педагогических усилий поможет оптимально использовать Ђплюсыї и нейтрализовать Ђминусыї работы с ресурсами всемирной —ети.

»нтернет-ресурсы дл€ педагогических работников: